ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Вир


 

кровь

В текстах обрядовых песен и причитаний "югыд В." "светлая кровь", "оз тусь югыд В." "как земляничная ягодка светлая кровь" - наиболее распространённые эпитеты к образу невесты, девушки, т.к. в народных представлениях полнокровие является одним из наиболее важных критериев красоты. (См. Мич.) В некоторых коми сказках богатырь, уезжая за тридевять земель, втыкает в матицу или в грядку полатей нож; родные узнают о гибели героя по выступившей на лезвии ножа и чернеющей крови. В сказочном варианте былины "Илья Муромец", умирающий Святогор говорит Илье: "Со стороны ног будет течь чёрная кровь, ты её не трогай, не то помрёшь, а со стороны головы будет течь светлая кровь, ты её собери в скляночку и выпей, будешь таким сильным, что земля еле держать будет."

В. по представлениям к. - не только физиологическая, но и магическая субстанция, носитель жизни и жизненной силы, ибо потеря человеком или животным крови приводит к смерти. Поскольку В. связана с печенью (центром любви у к.-з.) и с сердцем (центром приязни, храбрости, духовной силы), считается что состояние крови отражает определённые чувства и состояния организма: кын В.-а, кöдзыд В.-а "с холодной кровью": о бесстрастном, равнодушном, бесчеловечном, пöсь В.-а "с горячей кровью": о бойком, живом), В. пузис "кровь вскипела": о состоянии крайнего гнева, возмущения, гырдмöм син "окровавленные, кровавые глаза": злость, ненависть, чужöмыс вирсермунiс "лицо разрумянилось", букв. "лицо приобрело цвет крови": об оживании после безжизненного состояния, об эмоциональном оживлении.

К.-з. считали, что каждый человек имеет бур В. "хорошая кровь" или югыд В. "светлая кровь" и лёк В. "плохая кровь" или сьöд В. "чёрная кровь". Считалось, что при ранениях вначале выходит чёрная кровь, поэтому среди к.-з. не было принято сразу перевязывать раны, во избежание нагноений, гангрены и т.д.: мед лёк В.-ыс петас "чтобы дурная кровь вышла". Вместе с дурной кровью должны были вытечь и негативные чувства: злость, страх, недоброжелательство. Верхневычегодские к.-з. считали, что чудится часто оттого, что "В. пугает": " Если сам боишься, всё чудится, да это <пустяки> - кровь пугает".

В. играет большую роль в лечебной и магической практике к.. Так в лечении различных болезней и избавлении от порчи использовали кровь различных животных и птиц. Мышиной кровью смазывали пуповину новорожденного во избежание грыжи. Мышиной кровью же верхневычегодские к.-з. смазывали глаза от трахомы, куриной - от куриной слепоты. Чтобы купленная или приобретённая на стороне собака признала нового хозяина, охотник расцарапывал себе до крови десну и, подержав во рту кусок хлеба, кормил им с руки собаку. Примерно так же "приручали" женихов некоторые к.-з. девушки, которые давали выпить понравившемуся парню вино или пиво, капнув предварительно в напиток несколько капель крови от месячных.

Вероятно, с представлениями о светлой и чёрной крови связаны и представления о психологической совместимости людей в зависимости от "близости по крови", под которой имелось в виду не кровное родство, а скорее родство духовное. Считалось, что если у двух человек В.-ыс оз лöсяв "кровь не подходит", они будут не в ладах друг с другом, не смогут сотрудничать. Простое присутствие постороннего человека с противоположной кровью при выполнении каких-либо работ негативно влияет на трудовой процесс. Люди, не близкие по крови, легко могут навести друг на друга порчу, нанести вред одним неосторожным словом или взглядом. И наоборот, если у разных людей В.-ыс лöсялö "кровь подходит", будет успешным любое их совместное предприятие (даже самое безнадёжное на первый взгляд). Человек может вылечить от болезни, избавить от порчи близкого ему по крови, даже не являясь знахарем.

Лит.: Ильина 1997, Лыткин, Гуляев 1970, Сидоров 1928, ПМА, ПМ ИИ.

О.И. Уляшев

 

Вверх
       Ва
       Важ йöз
       Важ календар
       Ва öш
       Ва пыдöс
       Васа
       Василей лун
       Вежа ва
       Вежадыр
       Вежай-вежань
       Вежливец
       Вежöм
       Ветлан
       Виж паськöма морт
       Вир
       Висьöм
       Вожа пу
       Войпель
       Войтöв сайöд
       Войшöрвойся
       Вомидз
       Вор улын кералöм
       Вошйыны
       Вошлы
       Вöвъяслöн молебен
       Вöнь
       Вöр
       Вöрса
       Вöт
       Вуджöр I
       Вуджöр II
       Вундöм

 

 
О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература и источники  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта
 
 
 

© ИЯЛИ Коми научного центра УрО РАН.  Последние изменения: 28.12.99.