ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Крештшенне


 

 

Резная старообрядческая икона

Крещение, 6 января ст. ст.

Накануне К. хозяйки выпекали из теста фигурки различных животных и птиц: коней, коров, поросят, зайцев, уток и т. д. У к.-з. эта выпечка называлась чибö-чань "конь-жеребёнок". Она подавалась на праздничный стол и была излюбленным лакомством у детей. Существовала вера и в магическую силу этих фигурок. Их клали на божницу, а после Святок скармливали скоту с целью обеспечить ему сохранность здоровья. Фигурки лошадок, положенные в закрома с зерном и сохраняемые там до весеннего сева, должны были обеспечить семенам хорошую сохранность, всхожесть и плодоносность.

По поверьям к.-з. и к.-п., В канун К. и в ночь на К. происходил разгул нечистой силы и она была наиболее опасна. По этой причине святочные гадания в ночь на К. считались наиболее верными, но и самыми опасными. Охотники в К. сочельник выходили вечером на берег реки и слушали. Если на другом берегу слышался лай собаки, то осенью ожидалась хорошая охота на "сосновую" белку. Белку, питающуюся из-за неурожая еловых сосновыми семенами, легче добывать, но у неё хуже мех. Если же лай слышался со стороны леса, то ожидался хороший промысел "еловой" белки. На посиделках в канун К. обязательно закрывали надпечное окно, если на них присутствовали ряженые. Верили, что в противном случае через него мог пролезть чёрт, приняв любой образ, например, лошадиной ноги с копытом. Изгнать его могла только хозяйка избы, переодевшись в своё венчальное платье, зажегши свечи перед иконой и помолившись перед ней. Только тогда чёрт исчезал через то же окно. Чтобы не допустить нечистую силу в дом и хозяйственные постройки, в К. сочельник на косяках окон и дверей рисовали смолой кресты. После обеда в этот день в дом не заносили дрова и воду, не ходили кормить и поить скот, не производили работ, связанных с шумом: колка дров, щипание лучины и т. д.

Печорские к.-з. староверы, принадлежащие к беспоповскому толку и не признававшие официальную православную церковь, в полночь перед К. спускались на реку и с зажжёными свечами садились около специально прорубленной проруби. После этого в полной тишине собравшиеся внимательно смотрели на воду, с нетерпением ожидая того момента, когда произойдёт колыхание воды. Как только поверхность воды вздрагивала, все сразу же бросались к проруби и набирали в приготовленную посуду "святую воду"

Ранним утром в К. девушки в последний раз на Святки гадали о суженом. У к.-п. и к.-з. было принято гадать о здоровье всех домочадцев. Для этого на каждого члена семьи замораживали в ложках воду. Того, у кого лёд в ложке был с ямкой, ожидала болезнь или даже смерть. Лёд с бугорком сулил хорошее здоровье, а с двумя бугорками - прибыль в семье (для парня женитьбу, для женщины рождение ребёнка).

Во всех селениях, где была церковь, на реке заранее перед К. делали прорубь (йöрдань), рядом с которой устраивался иконостас изо льда, куда пришедшие на освящение воды ставили свои иконы. Изо льда же отливались кресты для иконостаса, иногда их устанавливали до семи штук. После утренней литургии в церкви всё население, во главе со священником, с иконами и крестами в руках отправлялись на великое освящение воды к проруби на реке. Там священник совершал молебен и святил воду, после чего она становилась святой, обладающей, по народным поверьям, особенной целительной и животворной силой. Если в К. на голову священника у иордани падал снег, то ожидалось много "сосновой" белки; а если же на непокрытую голову священника и на воду в иордани выпадала изморозь или дождик, то ожидался год богатый на еловую белку. После освящения воды собравшиеся у ледяной купели начинали мыть в ней лицо и руки, некоторые купались в проруби - для тех, кто участвовал в святочных ряжениях, особенно рядившимся покойником, это было обязательно. Купались и давшие обет по случаю выздоровления от болезни и избавления от какой-либо беды. Больных перекатывали в разлившейся на льду воде, нижнее бельё, в котором они были, дома снимали, а на другой день уносили на реку и топили в проруби. Некоторые северные к.-з. купали в проруби своих оленей вместе с упряжкой. Освящённую воду уносили домой в берестяных бураках, там ею обрызгивали скотину, давали пить больным детям. Запас святой воды сохраняли нередко в течение года. На ней пекли из ржаной муки "святой хлеб", который считался действенным лечебным средством для домашнего скота. Сухой "святой хлеб" крошили, размачивали и добавляли в корм скота. Вода, в которой мочили этот хлеб, также считалась освящённой и её использовали для мытья крынок из-под молока, если в них попадала мышь. Эту же воду использовали для освящения новых колодцев и т. д.

В ижемских селениях у молодёжи существовал обычай в К. после освящения воды ходить по домам с голубем, сделанным из дерева и обклеенным сверху бумагой, петь крещенский тропарь (стихи и песнопения в честь праздника), получая за это угощение, как при хождении со славой. Кроме того, в этот день на Ижме было принято с криком и шумом, как можно быстрее, носиться по улицам верхом на лошадях и на оленьих упряжках. Считалось, что после этого злые святочные духи (вежа пуляк) уйдут окончательно обратно в воду.

По погоде в К. делали долговременные прогнозы погоды. Считалось, что если в К. был мороз, то в Прокопьев день (8 июля ст. ст.) ожидалось вёдро. Если морозно было всё время от Рождества до К., то вёдро должно было быть от Петрова дня (29 июня ст. ст.) до Прокопьего дня (разгар сенокоса) и т. д.

Лит.: Гагарин, Дукарт 1968, Гагарин, Жеребцов 1968, Дукарт 1978, Жилина, Сорвачёва 1971, Заварин 1870/5, Конаков 1993.

Н.Д. Конаков

 

Вверх
       Кабала
       Кага вайöм
       Кага вузалöм
       Кажитчöм
       Казьтывлöм
       Кай
       Каленик
       Калян
       Кам
       Кама
       Кань
       Керка
       Керöм
       Кикимера
       Ки-кок мурталöм
       Киняув
       Ки пöла
       Кирик-Улита лун
       Кирьян Варьян
       Кодачса Яков
       Кодзувкот вый
       Коз
       Кокля-мокля
       Кок-пöла
       Коктöм Назар
       Колчим
       Корöсь
       Костö
       Кострома
       Кöдзöм
       Кöин
       Кöин сар
       Кöк
       Кöмтöм Мартын
       Кöр
       Кöрт
       Кöрт Айка
       Кöч
       Крештшенне
       Кудым-Ош
       Кулöм
       Кулöма
       Куль
       Куль чунь
       Курöг празьник
       Куття
       Кутш
       Кывтöм
       Кыдз
       Кырныш
       Кыска

 

 
О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература и источники  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта
 
 
 

© ИЯЛИ Коми научного центра УрО РАН.  Последние изменения: 28.12.99.