ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Коми-зыряне


 

 

Охота и сейчас любимое занятие многих коми-зырян

 

Вид на село Помоздино

 

Разлив

 

Резчик по дереву

 

Бытовая утварь и посуда коми-зырян

 

Коми-зырянская роспись по дереву

 

Падко - меховая сумка у северных коми-зырян

 

Тучу - меховая сумка у северных коми-зырян

 

Традиционныя лубяная и берестяная утварь

 

Женский костюм удорских коми-зырян

 

Верхняя женская одежда северных коми-зырян

Близкородственные народы коми (коми-зыряне и коми-пермяки) принадлежат к пермской подгруппе финно-пермской ветви финно-угорской группы уральской семьи языков.

Коми-зыряне являются коренным населением Республики Коми, входящей в состав Российской Федерации, живут также в Архангельской, Мурманской, Омской, Свердловской, Тюменской и др. областях Российской Федерации. Самоназвания: коми, коми морт (коми человек), коми войтыр (коми народ). Для этнонима коми предложено несколько этимологий: от названия реки Камы (удм. Кам); из общепермского *komä (человек, мужчина). Численность 345 тыс. человек, в том числе в Республике Коми 291 тыс. человек (перепись 1989 г.). Основные этнографические группы: верхневычегодцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы. Среди коми распространены следующие антропологические (расовые) типы: беломорский, восточнобалтийский, сублапоноидный или вятско-камский. В коми-зырянском языке выделяется десять диалектов: верхневычегодский, верхнесысольский, вымский, ижемский, лузско-летский, нижневычегодский, печорский, присыктывкарский, среднесысольский, удорский. Распространен также русский язык. Письменность на основе русского алфавита. Большая часть верующих - православные, есть старообрядцы.

Непосредственные предки коми-зырян - этнотерриториальные группы (племена) перми вычегодской сформировались в X-XIV вв. на местной основе охотничье-рыболовецких племен ванвиздинцев (IV-IX вв., этно-лингвистическая принадлежность дискуссионна) в результате активного взаимодействия с пермскими (древнекоми) переселенческими группами с территории верхнего Прикамья. В формировании коми приняли участие многие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне и др.). Культура перми вычегодской представляла собой результат взаимодействия и слияния различных культур. Хозяйство было комплексным: охота, рыболовство, скотоводство и подсечно-огневое земледелие. Под влиянием западных соседей сельскохозяйственные отрасли получили дальнейшее развитие, с XII в. распространилось пашенное земледелие. Археологические памятники перми вычегодской известны по средней и нижней Вычегде, в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. Этноним пермь впервые упоминается в недатированной вводной части наиболее раннего из дошедших до нас древнерусских летописных сводов, "Повести временных лет" (нач. XII в.). Этимологизируется из прибалтийско-финского термина perд maa ("задняя земля", Заволочье).

В конце XIV в. коми были христианизированы. Миссионер Стефан Пермский (около 1345-1396 гг.) начал просветительскую деятельность среди коми в 1379 г. В 1383 г. он стал первым епископом новой Пермской епархии с центром в с. Усть-Вымь, на оригинальной графической основе составил коми алфавит и перевел на древнепермский (древнекоми) язык ряд церковных текстов. Широкого распространения созданная Стефаном Пермским письменность не получила и впоследствии была утрачена. В дошедших до нас памятниках древнепермской письменности содержится в общей сложности около 225 слов связного текста.

После присоединения Великого Новгорода к Москве (1478) земли перми вычегодской вошли в состав Московского государства, была произведена перепись вычегодско-вымских земель (1481) и назначены "государевы дани" (1485). В XVI-XVII вв. происходило изменение границ расселения коми. Заселяются верховья рр. Мезени и Вычегды, коми появляются в бассейне р.Ижма, на верхней и нижней Печоре. Происходит сложение большинства основных этнографических групп коми (вымичей, сысольцев, прилузцев, удорцев). В XVII-XVIII вв. в результате дальнейшего расселения коми формируются этнографические группы верхневычегодцев, ижемцев и печорцев. Завершается консолидация коми в народность. Расширение этнической территории на север продолжалось вплоть до конца XIX в., но четкой этнической границы здесь не сложилось. Северные коми (ижемские оленеводы) стали частично обитать с ненцами совместно на одной территории. Культурно-историческая специфика этнографических групп коми складывалась преимущественно под влиянием природно-географических факторов, определенную роль играли этнокультурные контакты с соседними народами. Основными хозяйственными занятиями у южных групп (прилузцев, сысольцев) были земледелие и животноводство, у более северных групп удорцев, верхневычегодцев и печорцев существенное значение имели также рыболовство и охота, а у ижемцев присваивающие промыслы и оленеводство уже доминировали над сельским хозяйством.

В XIX в. численность коми значительно возросла, за первую половину столетия население увеличилось почти в два раза и составляло к середине века около 125 тыс. человек. Увеличился отток населения за пределы основной этнической территории. В конце XIX в. численность коми достигла уже 153,6 тыс. человек, около 17 тыс. из них проживало вне Коми края (перепись, 1897 г.). На территории Сибири и Европейского Севера в районах компактного расселения образовалось несколько очагов формирования коми переселенческих групп. В настоящее время наиболее крупными из них, сохраняющими способность к демографическому и этнокультурному самовоспроизводству являются кольские и обские коми.

22 августа 1921 г. Президиум ВЦИК принял декрет "Об автономной области Коми", в 1936 г. Коми АО была преобразована в Коми АССР. Была ликвидирована административная разобщенность коми населения, проживавшего до того на территории Вологодской и Архангельской губерний. Созданы условия для завершения консолидации коми нации. Уже в августе 1918 г. было принято решение о создании национальной школы. В основу литературного языка по ряду соображений был положен приустьсысольский (присыктывкарский) говор. Утвержден оригинальный алфавит коми языка, составленный В.А.Молодцовым. Достаточно многочисленная литература на коми языке, издаваемая ранее (в XIX в. было опубликовано более 100 переводов и оригинальных книг), печаталась на основе русского алфавита, без единых принципов письма. Несмотря на существенные недостатки, молодцовский алфавит сыграл большую роль в создании единых норм коми литературного языка. На короткий срок (1932-1935) коми письменность переходила на латинскую графическую основу. В конце 30-ых годов был принят современный алфавит на русской основе. В 20-30-е годы были заложены основы профессиональной национальной культуры коми, было положено начало развитию национальной литературы, театра изобразительного и музыкального искусства. В то же время именно в эти годы, особенно интенсивно в ходе так называемого колхозного строительства, происходило разрушение традиционного уклада жизни коми, а традиционная культура понесла во многом невосполнимые потери.

Площадь Республики Коми насчитывает 415,9 тыс. кв. километров. Плотность населения низкая - 3,0 человека на 1 кв.км. Общая численность населения республики составляет 1161 тыс. человек (1989, перепись), 76 % проживает в городах. В 1989 г. коми составляли лишь 23 % всего населения, тем не менее демографическое воспроизводство у них не нарушено. В 1926 г. на территории автономии насчитывалось 195 тыс. коми, в 1959 - 245 тыс., в 1970 - 276 тыс., в 1979 - 281 тыс., в 1989 - 291 тыс. человек.

Традиционное хозяйство коми было тесно связано с экологическими условиями среды обитания. В условиях северного климата и лесных малоплодородных почв появление оседлого населения стало возможным лишь благодаря выработанному им специфическому хозяйственному комплексу, включающему в себя как производящие, так и присваивающие отрасли. Для традиционого хозяйства коми не была характерна замкнутая система жизнеобеспечения. В той или иной мере товарная продукция (прежде всего охоты) всегда использовалась для сбалансирования его отраслей. Расширение товарных связей позволило перейти к освоению территории, мало пригодной для земледелия, но дававшей возможности для восполнения недостатка сельскохозяйственной продукции за счет других отраслей. Наличие значительной резервной территории, пригодной к освоению, позволило сохранить традиционный хозяйственный комплекс без особых деформаций вплоть до начала ХХ в. Хотя в наиболее плотно заселенных районах южной части Коми края он находился к этому времени уже в состоянии глубокого кризиса. Наибольшая трансформация традиционной системы природопользования наблюдалась у самой северной группы коми, ижемцев. Приспособление к новым, наименее пригодным для традиционного хозяйственного комплекса экологическим условиям выразилась у них в заимствовании у аборигенного тундрового населения (ненцев) целой хозяйственной отрасли - оленеводства.

Традиции земледелия связаны, по археологическим данным, еще с культурой перми вычегодской, непосредственных предков коми народа. Первоначально, в Х-ХI вв., оно было подсечно-огневым, с ручной обработкой земли. Переход к пашенному земледелию с использованием лошадиной тягловой силы начинается с ХII в. Деревянная соха в это время оснащается железными сошниками. В ХV в. постепенно внедрилось трехпольное земледелие. Переход от лесного перелога к двух- и трехпольной системе севооборота и от ручной обработки земли к пашенной не был единовременным процессом. Даже в ХIX - нач. ХХ вв. применялись все три системы земледелия: трехполье, перелог и подсека. Правильный трехпольный севооборот осуществлялся преимущественно на давно освоенных и близлежащих участках и преобладал лишь в южных районах. Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень, его сеяли на солнечных склонах и на хорошо унавоженных землях. Второе место по значению занимала рожь. Овес и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах в незначительных размерах. В небольших количествах для личных нужд высевали лен и коноплю. Огородничество было развито слабо, сажали репу, редьку, иногда капусту и лук. К началу ХХ в. повсеместно распространился картофель. Картофель, как и овощи, сажали на приусадебных участках.

При обработке земли на подсеках использовались ручные орудия - нечто среднее между топором и секирой, для заделывания семян применяли борону-суковатку. Основным пахотным орудием была соха с двумя железными ральниками. В начале ХХ в. у коми получили распространение вятские косули и другие сохи-односторонки, плуги имелись только у некоторых зажиточных крестьян в южных районах. В конце ХIX - начале ХХ вв. широко распространились бороны с железными зубьями, которые использовались на тяжелых почвах. Пахота считалась мужской работой, боронили обычно подростки. Сеяли вручную из берестяных лукошек, преимущественно мужчины. Женщины производили ручную уборку зерновых серпом. Сжатый хлеб связывали в снопы и складывали в суслоны, в зароды или скирды. На подсеках сжатый хлеб оставляли в снопах часто до зимы, а иногда его и молотили там. В северных районах, где зерновые часто не дозревали, их развешивали в снопах на пряслах. Перед молотьбой снопы сушили в овинах. Молотили вручную цепом или кичигой (деревянным молотилом с выгнутым плоским концом) на специальном току, устроенном на гумне. Провеивали зерно при помощи специальной лопаты. Мололи зерно для личных нужд на ручных жерновах, а в южных районах - на водяных мельницах. Для приготовления круп в каждом хозяйстве имелась деревянная ступа. Несущественное товарное значение земледелие имело лишь в южных районах Коми края, на севере регулярно производился закуп недостающей земледельческой продукции.

На давние традиции скотоводства у коми указывают языковые данные, ряд его терминов в коми языке относится к древнеиранским заимствованиям. В археологических памятниках перми вычегодской костные останки коров, лошадей, овец и свиней являются массовым материалом. В дореволюционном хозяйстве коми удельный вес скотоводства был особенно высок в северных районах, в южных районах - по рр. Сысоле и Вычегде скотоводство было побочной отраслью хозяйства. Разводили преимущественно крупный рогатый скот, овец, лошадей. Продукцию скотоводства население использовало в основном для личного потребления. Продуктивность молочного скота была низкой. Организованного выпаса не было, пастьба была вольная, без пастухов. Стойловое содержание скота продолжалось в среднем 7-8 месяцев. Возможности интенсификации скотоводства в традиционном хозяйстве коми ограничивал недостаток сенокосных угодий.

Специфической отраслью скотоводства у северных коми (ижемцев) было оленеводство. Заниматься оленеводством ижемские коми стали не ранее конца XVII в., по некоторым данным, в середине столетия. Заимствовав оленеводческий комплекс у ненцев, северные коми внесли в него ряд усовершенствований и к концу ХIХ в. по праву считались крупнейшими оленеводами Европейского Севера. Отличительной чертой ижемского оленеводства была его высокая товарность, хорошо поставленная селекционная работа, оптимальный половозрастной состав стада. Выпас производился крупными стадами численностью около 2 тысяч голов с помощью оленегонных собак и при круглосуточном надзоре пастухов.

Массовое распространение, особенно у верхневычегодских, печорских и удорских коми, имела охота. Пушнина издавна представляла собой основной товарный продукт, поступающий из Коми края. Со второй половины ХIХ в. товарное значение приобрела также добыча боровой дичи. Мясная охота имела большое значение в традиционном рационе питания. К началу ХХ в. значение промысловой охоты в крестьянской экономике резко упало в южных земледельческих районах края, но сохранялось в северных и восточных. Промысловый сезон у охотников подразделялся на два периода (осенний и весенне-зимний). В осенний период охота велась в одиночку в ближних охотничьих угодьях, на дальний зимний промысел охотники отправлялись в составе артелей. Угодья охотников представляли собой районы постоянного промысла, находящиеся в семейной собственности. Каждое угодье было оснащено промысловым жилищем и хозяйственными постройками для хранения инвентаря и добычи. Начало охоты на ту или иную дичь было приурочено к постоянным церковным праздникам. Основными объектами добычи были боровая дичь: рябчик, тетерев, глухарь, куропатка; из водоплавающих: утка, гусь; из пушных зверей: белка, горностай, куница, лиса, заяц, медведь, выдра, норка. В осенний период охотились преимущественно в ближних промысловых угодьях, в одиночку. Завершалась осенняя охота к Николе зимнему (6 декабря старого стиля). На весенне-зимнюю охоту промысловики отправлялись в январе и возвращались лишь в конце марта. Зимний промысел велся артелями в дальних охотничьих угодьях, находившихся в общинной собственности. В основном добывались пушные звери, реже дикие копытные и боровая дичь. В тундровой зоне в этот период основу промысла северных коми составляли песец и белая куропатка. Летом, в выводковый период, охота не производилась, исключение составляла добыча линной птицы (гусей) в тундровой зоне. В течение года большая часть охотников затрачивала на промысел от трех до шести месяцев.

Отличительной особенностью у коми было широкое применение различных самоловных орудий. С помощью самоловов добывалось абсолютное большинство боровой и водоплавающей дичи, зайцев, горностаев, песцов. Огнестрельное оружие появилось в конце ХVII - начале XVIII вв., с его помощью велся беличий промысел, добывались крупные животные.

Давние традиции у коми имело рыболовство, оно было распространено повсеместно и занимало важнейшее место среди промысловых занятий. Рыба наиболее ценных пород предназначалась в основном для рынка. Особенно большое товарное значение имело промысловое рыболовство у северных коми. Промысловый быт коми рыбаков имел большое сходство с охотничьим. Значительная часть рыбы для собственного потребления добывалась в ближних охотничьих угодьях. Широко применялся в прошлом лов рыбы запорами. Помимо индивидуального и семейного рыболовства по всей территории расселения коми существовала добыча рыбы артелями. Особенно распространен был лов рыбы неводами, бреднями, ставными и ботальными сетями. Почти всю пойманную рыбу заготавливали впрок засолом. Очень популярна у коми вплоть до настоящего времени малосольная рыба со специфическим вкусом. Часто запасали для себя также сушеную и вяленую рыбу.

Вспомогательное, но существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса коми имело собирательство. В значительном количестве каждая крестьянская семья запасала на зиму различные ягоды. Их употребляли в пищу в сыром виде, как начинку в пирогах, делали варенье, кисели, собирали для продажи. У печорских коми существенное значение имел сбор кедровых орехов. Повсеместно в большом количестве весной запасали березовый сок. У всех этнографических групп коми (кроме северных коми оленеводов) была распространена заготовка на зиму грибов (засаливанием и сушением). Большое значение приобретало собирательство весной и в начале лета, когда наблюдалась общая нехватка продуктов питания. В это время, преимущественно детьми, производился массовый сбор различной зелени. К особой разновидности собирательства можно отнести заготовку т.н. пищевых суррогатов (различных примесей к муке), особенно распространенную у северных и восточных коми. Основной суррогатной добавкой традиционно служила пихтовая кора.

Традиционные ремесла у коми в XIX - начале ХХ вв. в значительной мере оставались еще в рамках домашней промышленности как подсобные внеземледельческие занятия. Проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство крестьян в пореформенный период стимулировало изготовление продукции на заказ, образование слоя кустарей-ремесленников, появление мануфактур. Дифференциация ремесел и других видов домашнего производства происходила замедленными темпами, уровень развития и формы организации труда различных ремесел имели существенные отличия. Распространенные у коми прядение и ткачество и в начале ХХ в. не поставляли продукцию на рынок, в то же время крашение домотканных холстов уже вышло из рамок домашней промышленности. Окраской сукон, холстов и их набивкой занимались специалисты-ремесленники, бравшие заказы от местных крестьян. К группе ремесленников можно отнести и скорняков-овчинников, которых насчитывалось в начале ХХ в. по 2-3 человека в каждой волости. Работали по заказу на материале потребителя также сапожники, валяльщики. Преимущественно на рынок поставлялась продукция бондарного, ложкарного, рогожного и некоторых других производств. некоторые ремесла; например, шитье одежды, получили характер отхожих промыслов. Отдельные ремесла (кожевенное, замшеделие) к началу ХХ в. приобрели характер капиталистической мануфактуры. Выделка кож стала производиться преимущественно на кожевенных заводах. В Печорском крае в 1900 г. было 62 замшевых "завода" - специальных изб, оборудованных для выделки оленьей замши. На некоторых из них применялось даже разделение труда. Характер домашнего производства сохраняло у коми гончарство, изготовление берестяной и деревянной посуды. Поставкой изделий на рынок занимались лишь отдельные кустари-ремесленники. Слабо дифференцированы были столярное и плотничье ремесла. Преимущественно для себя изготовлялись и лодки, сани, лыжи и другие средства передвижения. Обработка металлов была мало развита. Из других ремесел следует отметить верхнемезенских коновалов, ремесло которых было потомственным и переходило по наследству по мужской линии. Технология, инструментарий и продукция коми традиционных ремесел были достаточно универсальны для всего Русского Севера. Можно выделить архаическую технику ленточно-жгутового налепа при производстве гончарной посуды. Этническая специфика находила отражение в традиционном геометрическом орнаменте, которым украшались деревянные и берестяные предметы утвари, текстильном орнаменте, оригинальные зооморфных сюжетах росписей по дереву и меховой мозаики у северных коми.

С конца 1920-х гг. нарастала тенденция сокращения лиц, занятых в таких традиционных отраслях как сельское хозяйство, охота и рыболовство, и роста удельного веса промышленных рабочих. В 1989 г. в сельском хозяйстве было занято всего 16,7 % работающих коми; в промышленности, строительстве, на транспорте и связи - 44,5 % ; в народном образовании, науке, культуре и искусстве - около 15 %. В современном сельском хозяйстве традиционные черты сохраняет преимущественно лишь оленеводство. Охота и рыболовство перешли в разряд любительских занятий. Существенное значение у сельского населения имеет сбор грибов и ягод. Традиционное ремесло в основном утрачено, но принимаются активные меры по его возрождению.

Основными типами сельских поселений у коми были деревня и село, расположенные в основном по берегам рек, не имеющие укреплений и окруженные сельскохозяйственными угодьями. Первоначально деревни у коми были мелкими, с разбросанной планировкой. В ХVIII-XIX вв. распространились многодворные деревни с рядовой планировкой. Село представляло собой сельский административный центр, в котором находились административные здания, церковь, магазины, а вокруг группировались деревни. В XIX в. в результате слияния близлежащих деревень образовались многодворные села, растянувшиеся на несколько километров вдоль рек. Правильная уличная планировка в коми поселениях появилась лишь в современный период.

Традиционное жилище коми представляло собой наземную, прямоугольную по форме, срубную из сосновых бревен постройку на высоком подклете (керка). Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединенных сенями (посводз), составляла единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор (внизу хлев, вверху поветь, на которую вел помост) занимал до половины всего комплекса. Характерная черта жилища коми - односкатность крыши, крытой тесом. Обычно обе избы располагались под одним скатом крыши, под вторым скатом был двор. В западных районах избы ставились так, что их односкатные крыши смыкались над домом в единую двускатную кровлю. Для южных районов были характерны одноэтажные жилища, у северных коми в конце ХIХ в. распространились двухэтажные многокомнатные дома. Внутренняя планировка жилища севернорусская: печь (пач) в углу у стены со входной дверью, там же полати, в глубине помещения по диагонали от печи красный угол. В восточных районах встречалась более древняя планировка: печь в глубине избы устьем к двери, над ней небольшое окно, красный угол по диагонали от печи у двери. Избы с топкой по-черному исчезли у коми со второй половины ХIХ в., с начала ХХ в. получили распространение пятистенки, крестовики и другие формы изб. На усадьбе были расположены также амбар (кум, жытник), погреб (кöзöд), баня (пывсян) и реже колодец (юкмöс, öшмöс, струба). В стороне, за околицей, стояли овины (рыныш) с гумнами. Усадьба могла быть огороженной или нет. Иногда амбары и бани располагались группами вне усадьбы, последние - ближе к реке. Из украшений жилища у коми была распространена резьба, ею украшались фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшались наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент был геометрический. На охлупнях помещали резные фигурки коней и птиц, в виде птиц делались и курицы (крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных коми - также с ненецкой. Женская одежда отличалась значительным разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана одевали короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту (прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком. Мужская одежда состояла из холщевой рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в шерстяные носки с навернутыми поверх онучами. Верхней одеждой служили кафтан, зипун или сукман (суконный кафтан), зимой - шуба. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др.

К традиционной пище коми относился широкий ассортимент блюд из растительных, мясных и рыбных продуктов - продукции различных отраслей комплексного хозяйства. Питались коми три раза в день. В будни на стол подавалось 3-4 блюда, а в праздничные дни солидным считался обед из 17-18 блюд, нередко их количество превышало два с половиной десятка. В качестве первого блюда были общераспространены щи и различные супы. Особенно популярны были кислые щи, а летом - холодные похлебки на основе хлебного кваса. Обыденным вторым блюдом у коми была каша из ячневой (реже перловой) крупы. Наиболее распространенным продуктом питания была рыба, ее употребляли в вареном, соленом, сушеном, жареном виде, использовали как начинку для пирогов. Рыбный пирог был обязателен и в праздники. Мясо как второе блюдо использовалось реже, обычно для этого шло мясо из поданного на первое супа. Чаще было мясо на столе у северных коми-оленеводов и у охотников. Из овощей в питании использовались брюква, репа, редька, лук, капуста, со второй половины XIX в. - картофель. Значительное место в пищевом рационе занимала выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и др. Из традиционных напитков, помимо чая, были распространены отвары трав и ягод, хлебный квас, березовый сок. Из пареной репы или брюквы варили компот. Домашнее пиво обязательно присутствовало на праздничном столе.

Красочная и многообразная духовная культура коми наиболее ярко представлена в образцах народного искусства, фольклоре, народных верованиях и обрядах. В фольклоре коми представлены различные жанры: мифы, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем; эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки.

Наиболее богато представлена обрядовая поэзия. В свадебных плачах и похоронных причитаниях раскрывается глубинный смысл и символика семейной обрядности коми. Трудовые импровизации и календарный фольклор освещают трудный быт северного земледельца и промысловика. Коми фольклор дает представление об основных этических и моральных нормах народа, он имел большое значение в воспитании детей и их социализации. Красочен и глубоко символичен коми орнамент. Лучшие образцы вышивки, узорного вязания, меховой мозаики у северных коми, набойки, резьбы по дереву и кости представляют из себя подлинные шедевры народного искусства. Украшались орнаментом и многие утилитарные предметы: берестяные и гончарные сосуды, одежда и обувь, прялки, солонки и др. Традиции народного искусства широко используют в своем творчестве современные народные мастера-прикладники, коми художники и графики. Семейные и календарные обряды коми были близки к севернорусским. В похоронно-поминальной обрядности сохранялись древние представления о множественности душ и рудименты развитого в прошлом культа предков. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквально каша серпа), отправление на промысловую охоту и др. Сложный мировоззренченский комплекс представлений отражали дохристианские верования коми, которые включали в себя пережитки различных культов: деревьев, духов-хозяев, промысловых животных, огня; других ранних религиозных форм: анимизма, зоолатрии, магии, фетишизма и т.д. Были распространены вера в колдовство, гадания, заговоры, порчу.

Многовековой народный опыт отражают рациональные знания коми: народный календарь, метрология, медицина, сельскохозяйственные и промысловые приметы и др.

Лит.: Белицер 1958; Гагарин 1978; Грибова 1980; Жеребцов 1971; Конаков 1983; Конаков, Котов 1991; Микушев 1973; Плесовский 1968.

Н.Д. Конаков

 

Вверх
   Коми-зыряне
   Коми-пермяки
   Литература и источники

 

 
О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература и источники  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта
 
 
 

© ИЯЛИ Коми научного центра УрО РАН.  Последние изменения: 28.12.99.