ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Пöлöзнича


 

дух-хозяин цветущего ржаного поля

П. у к.-з. и к.-п. преимущественно представляли в виде молодой женщины в одежде и платке зеленого цвета, в соломенных лаптях, с глазами голубого цвета, как васильки. У к.-з. одно из названий этого распространенного полевого сорняка - П. син "глаз П.". В то же время, как свидетельствует вв. наименование полевого духа-хозяина - полудь айка, он мог быть и в мужском обличьи. По представлениям к.-п., полевой дух под наименованием обороника или луншöрика-обороника имел антропозооморфный облик: женщина с развесистыми рогами на голове. Она жила в поле, ночью спала во ржи и помимо охраны посевов занималась розыском деревянных борон, оставленных нерадивыми хозяевами прямо в поле. Найдя борону, "обороника" надевала ее на рога и, осторожно ступая, чтобы не повредить рожь, выносила ее на межу. Если "обороника" показывалась человеку, это считалось благоприятным знаком, сулящим хороший урожай.

В пору цветения ржи у к.-з. и к.-п. действовал ряд запретов, в частности, чтобы не повредить будущему урожаю, воспрещались свист и игра на музыкальных инструментах. Особенно строго воспрещались стирка белья и полоскание его в реке, Считалось, что при нарушении этого запрета П. заболевала, а семью провинившейся женщины ожидал неурожай. Или же, напротив, П. жестоко наказывала провинившуюся. Так, в одной из к.-з. быличек говорится о женщине, которая во время цветения ржи пошла на реку полоскать белье на реку. П., находящаяся в воде обвинила женщину в ее загрязнении и набросилась на провинившуюся. Женщина сумела добежать до дома, постелила на стол скатерть, положила на нее хлеб и стала его резать ножом и только благодаря этому спаслась от П. (скатерть, хлеб и хлебный нож считались у к.-з. и к.-п. наиболее сильными оберегами от нечистой силы). Аналогичная взаимосвязь П. с водной стихией и женскими водяными духами (русалками) отмечена в русской мифологии.

По сведениям исследователя верований к.-з. В.В. Кандинского, уже в конце ХIХ в. взрослым населением Коми края вера в П. была практически утрачена, верили в ее существование только дети. В то же время, по рассказам стариков, в прошлом вера в могущественную силу П. была так велика, что до Ильина дня (начало уборки) никто не смел даже дотронуться до растущей ржи, опасаясь страшного наказания. По их мнению, обидевшись на маловерие в ее существование, П. куда-то ушла, в результате чего резко ухудшилась урожайность.

Представления о П., по всей видимости, появились у к.-з. и к.-п. под русским влиянием.

Лит.: Иванов, Топоров 1965, Кандинский 1889, Климов 1990, Налимов 1907, Налимов 1991.

Н.Д. Конаков

 

Вверх
       Паляйка
       Пам
       Паперек коль
       Параскева
       Паськöм
       Пасьтöм ур
       Пач
       Педöр Кирон
       Педöр Öлексан
       Пеж
       Пельтöм
       Пелысь
       Пемöсъяс
       Пера
       Перна
       Петук
       Петыр видз
       Петыр Епим
       Петыр лун
       Петыр Первой
       Пипу морт
       Плакун турун
       Плор-Лавра лун
       Пожöм
       Полюд
       Пон
       Потöсь
       Пöвсин
       Пöжалöм
       Пöкрöв
       Пöлöзнича
       Пöртöм
       Прокопей лун
       Протож
       Пу
       Пу святсi
       Пугачёв
       Пывсьöдчöм
       Пывсян
       Пывсянса
       Пыртöм

 

 
О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература и источники  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта
 
 
 

© ИЯЛИ Коми научного центра УрО РАН.  Последние изменения: 28.12.99.