ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Рай


 

 

Рай

рай

В традиционном мировоззрении к. образ Р. выступает одной из составляющих представлений об ином мире и аккумулирует в себе дохристианские и христианские верования о посмертном пребывании души человека.

Согласно мифологическим представлениям Р., как место посмертного обитания душ праведников, был открыт для людей позже Ада, куда первоначально попадали души всех умерших. В фольклорных текстах выч. и печ. к.-з. рассказывается, что души умерших людей стали обретать вечное успокоение в Р. лишь после того, как Иисус Христос совершил путешествие в Ад и вывел из него души праведников. В мифах к.-з. открытие Р. совпадает с созданием суточного цикла ночь / день, который приходит на смену вечному дню.

По поверьям к.-з., путь в Р. лежит через подъем на крутую железную гору. По данным Н. Заварина и В.П. Налимова именно с этими представлениями связана традиция класть в гроб покойного ногти, остриженные им и пропущенные через собственную рубаху при жизни - "с их помощью душа в состоянии будет взойти на райскую гору". Считается, также, что на пути в Р. душа преодолевает двенадцать огненных рек. При этом подчеркивается, что на полпути в Р. - на шестой огненной рекой - души грешников сталкиваются в Ад. Грешникам, находящимся в Аду, виден свет Р., только "словно сквозь игольное ушко".

В фольклорных текстах Р. локализуется на небесах и представляет собой замкнутое пространство, поскольку имеет Врата. Согласно поверьям, лишь в период Пасхальной недели и на Вознесенье райские Врата открыты для душ усопших. По этому поводу говорят, что на Пасху Иисус Христос спускается на землю, а на Вознесенье возвращается на небо. К этим дням у к. приурочиваются поминки по всем усопшим в течении года. Считается, что и живые могут увидеть наяву или во сне как на небесах открываются Р. Врата. Однако, переживание такого видения чаще рассматривается как плохая примета - предвестие какого-либо несчастья или приближающейся смерти. В устной традиции к.-з. до настоящего времени бытуют тексты, описывающие путешествие в Р., в ходе которого человеку показывалось (или определялось) место, уготованное ему в ином мире. Характерные для христианской традиции предельно схематичные описания Р. в фольклоре отчасти детализируются. Так, например, считается, что райские птицы - это души умерших младенцев. При этом подчеркивается, что это души крещенных детей, а "некрещеные на том свете слепыми будут и летать не смогут, а будут лишь ползать, собирая плоды под райскими деревьями". Если в фольклорных описаниях Ада актуализируется идея вечных мук и страданий через постоянное переживание обратного хода времени - душа грешного человека сжигается до ячменного зернышка (до величины овечьей бабки), снова вырастает и вновь сжигается, то Р. характеризуется состоянием полного покоя и отсутствием течения времени. По-поверьям печ. к.-з. для попавшего в Р. время навсегда останавливается - "во сколько бы лет человек не умер, пусть даже младенец в люльке, в Р. ему всегда будет 25 лет" (по другим вариантам - 30 лет). Считается также, что попавшему в Р. "не нужна пища и верхняя одежда".

Лит.: Заварин 1870, Налимов 1907, Конаков 1997, Шарапов 1996, Fokos-Fuch 1951, ПМА.

В.Э. Шарапов

 

Вверх
       Рай
       Резун турун
       Рöм
       Рöманича
       Рöмпöштан
       Рöштво
       Рöштво рыт
       Рыныш айка

 

 
О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература и источники  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта
 
 
 

© ИЯЛИ Коми научного центра УрО РАН.  Последние изменения: 28.12.99.